Публика может увидеть около девяноста произведений искусства на одной из самых важных выставок Bosch, которые разместил за последние пятьдесят лет в Музей изящных искусств.
На выставке, которая воплощает в жизнь особый мир голландского художника и пробуждает интеллектуальную и изобразительную культуру позднего Средневековья, мы можем полюбоваться почти половиной всего живописного творчества мастера, десятью написанными вручную картинами и рисунками.
Ласло Баан, генеральный директор Музея изящных искусств, сказал на пресс-туре выставки, что выставка является настоящей сенсацией, потому что от Иеронима Босха сохранилось около двадцати картин и столько же рисунков, а почти половина произведений, включая триптих «Страшный суд в Брюгге», «Корабль дураков», «Поклонение королей» и «Ecce Homo», были привезены в Будапешт.
Босх родился на заре Средневековья, на заре Нового времени, в одном из богатейших государств современной Европы, Бургундском княжестве. В этом переходном возрасте, в котором родились его необыкновенные произведения искусства, он еще имел мировоззрение, верящее в чертей и ангелов средневековья, но уже владел средствами реалистического изображения, которыми изображал загробный мир и адские видения. Выставка представляет творчество Босха и искусство той эпохи в семи разделах. Она вращается вокруг вечных человеческих тем, которые художник артикулировал в своих произведениях таким своеобразным, загадочным живописным языком: выбор между добродетелью и грехом, вопросы веры и истины, безграничная жизнь и обуздание желаний, или духовное качество жизни. человеческое существование вопрос.
Куратор Бернадетт Тот представляет работы Босха в захватывающем контексте, поскольку мы также можем увидеть работы, связанные с предшественниками его творчества, а также наиболее характерные шедевры его мастерской и его последователей.
Первым из шедевров является картина «Корабль дураков», на которой изображена судьба человечества, безумно движущегося к упадку, изображающая лодку, полную гуляк. Одна из самых ранних картин Босха, «Операция с камнем», а также нарисованный от руки эскиз «Потеря глаза» и нарисованная версия темы, выполненная одним из последователей мастера, изображают смертность и безрассудство его современников.
Одно из самых известных произведений Босха — триптих «Страшный суд», иллюстрирующий его пессимистическое мировоззрение: в то время как в картинах других живописцев присутствует пропорция спасенных и проклятых, те, кто попадает в рай, восседают только в одном из трех таблички.
Из серии «Видения мира» мы можем увидеть две удивительные картины Босха «Река, ведущая в ад» и «Вознесение Спасителя», на которых впечатляюще изображена загробная жизнь.
Хотя живописец был связан иконографическими традициями сакральных изображений, он добавлял своим произведениям необычные детали. Это подтверждает образ св. Христофора с Младенцем Иисусом в разделе «Житие святых», в котором ряд тревожных мотивов заполняет просторное пространство: медведь, висящий на дереве, вепрь, докучающий купальщику, и дракон, скрывающийся среди руин.
Самая тревожная и известная работа Босха, триптих «Сад земных удовольствий», никогда не покидала Национальный музей Прадо в Мадриде, но этот шедевр не мог остаться без выставки.
Самая ранняя и самая качественная средняя таблица триптиха, которая до сих пор не расшифрована, относится к 16 веку. века, а также современный вариант гобелена потрясающих размеров и красоты, сотканный из лучших материалов. В запутанной работе, которую лучше всего можно интерпретировать как моральную аллегорию, повествующую об истории человечества от сотворения до гибели, Босх, возможно, намеревался заставить зрителя задуматься.
Последний раздел выставки — художественное наследие Босха, XVI в. Материал завершается документальным фильмом бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо под влиянием Босха под названием «Золотой рудник». Как и многие работы Босха, фотография Сальгадо изображает коллективные страдания, возникающие в результате человеческого греха и моральной испорченности, вечность ада на земле.
Так что Босх был гораздо больше, чем художник ада и демонов, монстров и химер. Об этом свидетельствует выставка Музея изобразительных искусств, которая открыта до 17 июля.
«Искусство Босха выдержало испытание временем, его признание пережило миллионы самых престижных музеев мира, прежде чем осталось небольшое количество сохранившихся работ», — сказал президент Янош Ачош, чья выставка сейчас открывается в Будапеште.
источник публикации:Magyar Nemzet