Тот, кто любит картины и метафоры автора, с радостью примет сравнение с тем, что народы зависят от Дуная, как от ожерелья. «Скажем, Дунай — чтец Бога.
Десять стран затронуты этой великой рекой. Она сплетает на своей голубой нити четыре столицы, четыре большие жемчужины — Вену, Братиславу, Будапешт и Белград».
Кто знает способность писателя к накоплению материала дляпроизведения, его красноречивое изобилие в деталях, тот погружается в гул восточных портов с радостью осознания. Он видит блеск золотых и серебряных портиков в переполненных улицах базара, чувствует восточных греков, парящих в тяжелых коричневых облаках ладана и золотом свете свечей. Он слышит завывания меззинов над мечетями. Он оказывается вовлеченным в смешение и суматоху народов и языков, болгарского, сербского, турецкого, русского, румынского, венгерского и немецкого.
В то же время богатство деталей также создает ощущение хорошо информированного и глубокого знания, особенно потому, что темный бурлящий поток, которым является Дунай, постепенно становится узнаваемым и прозрачным.
Автор также выделяет свою голову — и нашу голову читателя тоже- из сценария управления своей лодкой вверх и вниз по воде шаг за шагом, то есть, скорее, спокойно погружая и дергая весло. Как экскурсовод, он вызывает наше любопытство, потому что подчеркивает, что, хотя у большинства из нас Дунай является границей с хорошо укрепленными липами река несколько раз была связующим звеном в качестве разделительной линии.
Таким образом, мы также можем думать о голубой ленте Дуная в том, как прекрасно она соединяет и удерживает вместе горы и долины, страны и культуры! Мы можем думать о нем как о живом существе, подобно тому, кто несет в себе мифы о Сулеймане, Бисмарке, Адриане или Габсбургах. И это также несет в себе наши истории. Хотя многие из них уже утекли по Дунаю.
Его последний рассказ об эстуарии. Исчезает ли «то, что делает с собой река» до того, как она потеряет свое имя (и себя) до того, как она растворится, в соленой воде? «Как будто Дунай где-то в районе Силистры понимает, что не будет так хорошо, все назад. Как будто было приятно тянуть, откладывать.
Вы должны иметь в виду, вы думаете, откатиться назад. То есть не путать. Он очень точен, использует каждый фут, много наливает, но сутулится даже в километрах километров». Поздняя скорбь, по мнению автора.
Все заметки о стиле, ради которых стоит почитать Миклоша Дьёрдя Сараза, можно найти в альбоме эссе «Дунай», иллюстрированном фотографиями природы. Но тема и отличный ритм текста, несмотря на остроумные вставки, он местами как бы вытекает из рук автора.
Возможно, переработка мифа о Дунае могла бы стать новой историей, даже началом романа
(Дьёрдь Миклош Сараз: Дунай. Дунай мифов — Миф о Дунае. Издательство «Сколар», Будапешт, 2022 г., 208 стр. Цена : 6 995 форинтов)
источник публикации:Magyar Nemzet