- Новости Венгрии

Скульптура Тордая

«Мне повезло, что я интроверт. Но самое большое мое счастье в том, что я смог жить в Трансильвании, в окружении природы, в каком-то
негласном согласии с тем, что меня окружало. Затем я приехал в Париж, где познакомился с Бранкузи, Арпо, Джакометти, Бурделем,
Пикассо, Браком, Боннаром, я могу поблагодарить их за то, что они объединили все, что я чувствовал и думал», — заявил Хайду в октябре
1976 года в интервью в Клуже.

Мастерская Тордая открывалась из цветущего двора, где гипсовая статуя его отца смотрела на посетителя из открытой двери с
поразительной реалистичностью. Эта работа с юности была мощной и яркой работой. Иштвана Хайду тогда описывали как доброго, серьезного
смуглого мальчика с восторженными глазами.

Он учился в шестом классе венгерской средней школы в Торде. Иштван Хайду тогда работал плотником. Его интуитивно привлекала сама
область и любовь к податливому материалу и формам. К концу второго года обучения его рисунки и некоторые его скульптуры увидела
живущая в Париже скандинавская скульптор, которую он назвал Эмили, приехавшая в Торду в гости к родственникам. Он убедил отца Иштвана
продолжить обучение сына. Так он оказался в Уйпештском деревообрабатывающем профессиональном училище, где за два года закончил три
класса и дважды был отмечен как лучший ученик этого учебного заведения.

Отсюда его путешествие привело его в Париж, в Академию Гранд-Шомьер, в класс Эмиля Антуана Бурделя, где он понял, что ничего не
понимает в объяснениях, которые ему пришлось выслушать. Смычл состоял в том, что ему нужна основа для творчества, поэтому он уехал и
поступил в колледж прикладных искусств с Полом Никлосом. Поскольку успехи егобыли велики в феврале следующего года его приняли в
студию Жана Буше.

На вопрос об идеальном образе он ответил, что имеет его, им стал финский скульптор Алтрен. Он заметил репортеру Розе Надь во время
своего визита домой в 1929 году, что это удивительный человек. У него есть контракт с американской компанией, работаяна нее он
разрабатывает аксессуары для одежды, но хотел бы зарабатывать на жизнь не декоративной индустрией, а быть на 100% современным
человеком в искусстве.

Он также имел возможность сделать это в детстве. Его отец имел огромную библиотеку и любил рисовать. Отправился в Надьбанью, чтобы
купить картины. Сам он в то время почти ничего не знал об искусстве, но, естественно, интересовался. Однажды он шел целый день, чтобы
получить икону, написанную на дереве, у восточно-греческого папы. Он также любил музыку, часто слушал деревенскую музыку.

Приехав в Париж, художник уже знал, что посвятит свою жизнь скульптуре, но понятия не имел, какие работы он будет создавать, так как
видел, что устал от бюстов и обнаженных тел, но не имел представления о какое пространственное формирование он мог использовать. Он
начал наблюдать за тем, что делают другие.

Он отправился в Грецию, чтобы увидеть великие произведения кикладского искусства, чистые формы. Его интересовали досократовские
философы, которые пытались объяснить мир с помощью разума и разума, и которые стремились понять вселенную до ее элементов. Отчасти
поэтому его скульптуры не значат ничего иного, кроме того, что зритель может прямо из них прочитать: невежественные и обыденные видят
в его композициях невежество и смирение, обладающие богатой душой могут найти в них духовное богатство.

Хотя он долгое время изучал средневековую строительную скульптуру, Иштван Хайду с самого начала создавал абстрактные скульптуры,
амебоподобные творения, состоящие из мягких форм, напоминающиъ шланг.

Свои причудливые формы он строил из самых разнообразных материалов, помимо традиционного использования бронзы и мрамора, в основном
воплощал свои идеи в формы из алюминия. Находясь в Париже он устроил визионерский бунт достиг своего апогея, волны сюрреализма,
кульминацией которой через несколько лет стала мягкая лирика. Иштван Хайду был очарован этим чувственно-мягким миром форм. Среди
прочего, на него повлиял Ганс Арп, которого он, возможно, знал по Будапешту.

Работы Иштвана Хайду — его скульптуры и фрески, слепки и рельефы чрезвычайно сложны и безупречны. Его творения, напоминающие ракушки,
далекие звезды и парящих птиц, их продуманные совершенные формы, считались напоминаниями о красоте и в 1930-е и 40-е годы, которым
угрожал фашизм и позже.

Трансильванский художник скончался 25 марта 1996 года в Банье, получив мировую известность, будучи кавалером французского Ордена
Почета и членом парижской школы.

источник публикации:Magyar Nemzet

дата публикации 13.08.2022

Добавить комментарий