В 1987 году не было сомнений, что заблуждения партийно-государственной музыкальной культурной политики уже потрескивали, но даже в свете этого это сильные слова, особенно со стороны личности, занимающей «высокое место» в художественном мире. Иштван Ланг, очевидно, знал, что в 1980-х годах у монополиста Интерконцерта, партийно-государственной монополии, управляющей экспортом и импортом легкой и классической музыки, были огромные пробелы, которые иначе можно было бы проследить до 1970-х годов. Из этого письма уже можно прочитать о необходимости политико-экономических преобразований, которые ведущие политики громко провозгласили принципами гласности и перестройки, начавшейся по советскому образцу и по указке Советов. В заключительном абзаце своего письма Иштван Ланг, пользующийся общественным уважением и авторитетом среди композиторов, резюмировал и необходимые действия для Интерконцерта. В то же время открытие было осторожным, в 1987 году планов отказа от монополии «Интерконцерта» не было, предусматривались лишь небольшие реформаторские мероприятия по выходу из финансового кризиса, но при строгом соблюдении партийно-государственного контроля.
Однако изменения происходили постепенно, шаг за шагом, в сфере международных музыкальных отношений. Еще до формулировки целей на 1987 г., 1 января 1984 г., Минфин объявил Интерконцерт предприятием со специальным остаточным процентом на экспериментальной основе, на основании чего они имели возможность повышать заработную плату из любого сверхдохода. . Была проверка Минкультуры, которая в свою очередь установила, что этого не произошло, и они могли компенсировать только своими рамками вознаграждения. На их экономические трудности также указывает тот факт, что их немецкоязычная газета Musikleben была прекращена, а частота выхода двух других их газет (Hungarian Music News и венгерских танцевальных новостей) была сокращена. однако несколько увеличилось и их количество экземпляров. Именно тогда на горизонте «Интерконцерта» в качестве финансового спонсора появилось Бюро регистрации авторских прав (правопредшественник сегодняшней Ассоциации бюро авторских прав Artisjus).
Вовремя приближаясь к системным изменениям — но все еще в 1987 году — правительство быстро захотело положить конец идеям, продвигающим рыночную экономику, которые в то время все еще были откровением, когда они написали:
Резюмируя: в сегодняшней ситуации, которая бедна капиталом и иностранной валютой, но требует быстрого решения наших проблем с художественно-политической точки зрения, при введении новой компании требуется много времени, денег и, прежде всего, компетентных интеллектуальный потенциал, компания, которая уже показывает результат, но прислушивается к времени, динамично обновляется и нам нужна монополия, постоянно готовая к обновлению в сфере управления большим количеством артистов и поиска мест появления и концентрации скромных финансовые средства нашего импорта, которыми мы должны управлять под широким и постоянным общественным контролем, обеспечивая современные, гибкие финансовые и административные условия.
Хотя это заявление подняло бюрократический бычий язык до уровня мастера, из него легко можно прочитать, что министерство не хотело никакой открытости и рыночной экономики в то время, вместо этого они работали над укреплением монопольного положения. Затем события пошли в другом направлении, всего через два месяца Ассоциация венгерских музыкантов, которая также выступает профессиональным советником министерства, заняла совершенно иную позицию:
Также представляется необходимым покончить с монополией «Интерконцерта». Всем концертным дирекциям и, возможно, управленческим организациям, действующим в форме различных малых предприятий, должно быть гарантировано право создавать более широкие возможности для венгерских исполнителей и групп за границей, чем в настоящее время.
С учетом и приняв это мнение, ярмарка стала бесплатной, конкурирующие компании официально присоединились к Интерконцерту в начале 1988 г., а в 1987 г. также произошла смена министерского надзора за Интерконцертом, они были переведены из Департамента музыки и Танцуй под Интернационал Под надзором Департамента Связей.
Ввиду необходимости Интерконцерт решил — еще больше усилив предыдущую практику — привлечь Национальное организационное бюро (ORI) на свою сторону в привлечении иностранных исполнителей в Венгрию. Сотрудничество двух партийно-государственных монополистических компаний не было новым, но оно не шло гладко, одним из примеров тому является запланированный на 1-2 декабря 1987 года концерт Black Sabbath, который в итоге провалился. В ходе этого Csabáné Legény из назначенного отдела ORI написал письмо с довольно резким тоном, также лишенным персонализации, руководителю отдела легкой музыки Интерконцерта Жолту Пенцу. Он пожаловался, что «Интерконцерт» задержался с продвижением шоу, хотя его давно нужно было начать, а также упустил из виду, что не сообщил ORI о гонораре группы. Аргумент «Интерконцерта» не был воспринят очень
Оглядываясь назад, мы теперь знаем, что «Интерконцерт» был прав в этом вопросе, и что Black Sabbath действительно были в списке запрещенных, из-за чего план выступления в Венгрии вызвал много споров в СМИ того времени. ORI потребовали немедленно заключить контракт с группой, чтобы не пропустить их концерт, и даже пригрозили «Интерконцерту», что «мы взыским с вас убытки, возникшие в результате задержки с заключением контракта».
В конце концов, концерт действительно был отменен, и, соответственно, ORI отменила рекламу концерта в различных СМИ. Вместо хард-рок группы были приглашены Tokyo Blade, Paganini, Mama’s Boys, Sado и Railway. Из состава видно, что ни одна из них не сравнилась по популярности с Black Sabbath, но они так хорошо справились с пожарным характером.
ORI снова написало Жолту Пенцу от 30 ноября 1987 года, в котором они жаловались, что не получили своевременную информацию о том, что группа занесена в черный список, и по этой причине потребовали компенсацию от Интерконцерта, начиная с 13 октября (когда они получили бланк). контракт на организацию концерта) и между 6 ноября (именно тогда они получили известие, что группа не приедет) они подготовились к приему группы с пропагандой и рекламой.
Напряжение между ORI и «Интерконцертом» можно было измерить и в связи с очередным приглашением. В том же письме ORI ехидно написал в связи с возможным выступлением итальянского дуэта Al Bano и Romina Power в Венгрии, что «мы больше не удивляемся тому, что письмо (которое он ранее написал интерконцерт для ORI — ред.), а именно: он продвигает группу Аль Бано к мировой славе. Мы рады твоему единоличному хит-листу, но с таким субъективизмом ты не можешь вести международную деятельность даже в области популярной музыки. Даже если из-за деятельности последних лет кажется, что у вас и вашего отдела есть только один менеджер, отвечающий за формирование популярной музыкальной жизни Венгрии. Статья уже не свободна от личных выпадов, пересекающих категорию оскорблений: «[…] по моему многолетнему опыту, в некоторых случаях даже не знают, какая иностранная группа выступает в Праге». Разумеется, все это происходило за кулисами, а зрители – даже если и состоялся конкретный концерт – наслаждались светомузыкальными программами.
Однако в сфере импорта легкой музыки дела обстояли не так просто, поскольку некоторые влиятельные серые кардиналы довольно эффективно управляли внутренними делами зарубежных звезд в надежде на адекватную прибыль. Габор Хайнал, организатор концертов, неофициально работавший рок-менеджером в эпоху Кадара, также работал в Petőfi Csarnok (Печа) и имеет весьма специфические воспоминания об охране приглашенных сюда иностранных групп:
Мы только предоставляли место для больших зарубежных концертов, мы не занимались организацией западных исполнителей в Венгрию даже при социализме. Наш договор был составлен таким образом, что мы просили арендную плату за помещение, а выручка от билетов была у организатора, поэтому он брал на себя риск. В качестве исключения могу отметить Эла Ди Меолу, для которого я организовал очень удачный концерт. Иностранцев в Печу сначала привел Ласло Хегедюш, который с самого начала имел хорошие социалистические связи и взял на себя управление бандами как бизнесмен. Он первым в партийном государстве получил право подписывать контракты с иностранными группами на площадки в Венгрии, и у него даже был английский деловой партнер, с которым он основал компанию. Они также впервые привезли Jethro Tull в Венгрию в 1986 году.
Однако, в конце процесса частного управления, Интерконцерт всегда был там до 1988 года, если они этого не хотели, то выбранная группа не приезжала в нашу страну. Если бы, с другой стороны, они поставили свою печать на контракты, которые ранее были подписаны частными менеджерами с большим трудом, то венгерская публика могла бы взбодриться и, в том числе, увидеть таких больших мировых звезд в Будапеште. Sports Hall в 1987 году в роли Deep Purple, Джеймса Брауна, CC Catch, Shakin ‘Stevens, John Mayall and the Bluesbreakers, Spandau Ballet, Cliff Richards, Chris Norman, Boy George и Meat Loaf. Шоу продолжалось, к большой радости венгерских фанатов, в то время как партийно-государственные монополии легкой музыки постепенно теряли свои позиции.
источник публикации:Magyar Nemzet