Если государство посмотрит план правительства по НДС, то можно увидеть, что в 2023 году они не рассчитывают на ослабление высокой инфляции и, следовательно, кризиса средств к существованию, и даже ожидают, что нагрузка на население будет еще больше, чем в прошлом году за счет увеличения распределения налоговых поступлений на повседневное потребление на 900 млрд. Еще большее ухудшение денежной массы, акже очередная волна девальвации форинта, если взять за основу цифры бюджета 2023 года. Может ли кабинет рискнуть еще одним повышением НДС? Уже в 2022 году огромное влияние оказал тот факт, что вместо довольно недопланированных 5 процентов среднегодовая инфляция стала 14,5 процента, важнейшая доходная статья бюджета — сбор НДС. Согласно данным Министерства финансов, за первые 11 месяцев был получен доход от НДС в размере около 6 132 млрд венгерских форинтов, что значительно превышает прошлогоднее распределение в размере 5 487 млрд венгерских форинтов за весь год. который считается выдающимся, если учитывать потребление.
Правительство и государство рассчитывают на еще больший рост доходов от НДС в этом году, по сравнению с первым проектом бюджета, опубликованным в июне 2022 года, оно увеличило выделение НДС почти на 900 млрд форинтов, с 7099 до 7985 млрд форинтов. Даже июньская цель казалась чрезвычайно амбициозной, налоговые эксперты даже не предвидели, как будет достигнута эта значительная дополнительная прибыль, более того, эксперты Mazars предупреждали об изменениях в правилах НДС и необходимости очередного повышения налога. Теперь, однако, стало ясно, что галопирующая инфляция также дает эффектный прирост поступлений НДС, в первую очередь падение цен на продукты питания и коммунальные услуги, и в то же время цели, которые в середине года еще кажутся нереалистичными, могут быть достигнуты за счет с девальвацией форинта.
Что потребуется правительству, чтобы еще больше увеличить уровень доходов от НДС в следующем году?
Эта стремительная инфляция остается с нами дольше, чем нам хотелось бы. В декабре прошлого года потребительские цены были в среднем на 24,5 процента выше, чем годом ранее, и по прогнозам время пика еще не наступило. В своем декабрьском прогнозе Magyar Nemzeti Bank написал, что в 2023 году темпы ухудшения денежной массы могут составить в среднем 15-18 процентов. Ожидается, что в зимние месяцы инфляция продолжит расти, а затем станет умеренной, и это снижение ускорится во второй половине 2023 года при условии отсутствия дальнейших потрясений на сырьевых рынках. 25-28 процентов в начале года и 10 процентов в конце года могут привести к годовой инфляции в 15-19,5 процента. Это ожидание частично совпадает с тем, что премьер-министр Виктор Орбан сказал в своем первом радиоинтервью в этом году.: согласно этому, самая важная цель правительства в этом году — снизить инфляцию до однозначных цифр. Однако это также означало бы, что сужается круг, из которого они могут собирать дополнительные поступления от НДС. Уже видно, что темпы ухудшения денежной массы значительно перевешивают рост заработной платы, и ожидается, что реальное потребление также снизится, что может помешать планам кабинета министров. Розничный товарооборот вырос на уровне 0,6 процента в ноябре прошлого года, что было беспрецедентно мало с периода эпидемии, тогда как оборот продовольственных товаров с июня снижается, достигнув минус 6,7 процента в одиннадцатом месяце. Некоторые исследования уже говорили об этом в середине прошлого года., что в то время как государство извлекает выгоду из стремительного роста инфляции, почти половина венгров вынуждена отказаться от основных продуктов питания и товаров для дома из-за роста цен. Все это может оказать влияние в сторону смягчения финансового ухудшения, но может создать реальную угрозу и выполнить план по поступлениям от НДС. Планы по НДС: как могли рассчитать в Минфине?
Риски, безусловно, видят эксперты министерства. Снижение потребления и укрепление обменного курса форинта по сравнению с уровнем октября не послужат реализации запланированных поступлений от НДС, а также правительственного и монетарно-политического намерения подавить инфляцию к концу 2023 года — Лайош Багди, Niveus Consulting Группа, объяснила нашему партнеру газета. Распределение доходов бюджета показывает, что они не считают реальным возможность значительного снижения индекса потребительских цен, и, исходя из этого, инфляция может даже подняться выше широкого диапазона 15-19,5 процента, оцениваемого МНБ. Возможно, премьер рассчитывал по еще более пессимистичной версии, когда планировал поступления НДС.
На чем может основываться их расчет? Министерство, вероятно, ожидает очень слабого обменного курса форинта, что связано с тем, что текущая среда с высокими процентными ставками, вероятно, не может поддерживаться в течение длительного времени. В некоторых секторах реальной экономики, например в строительной отрасли, столь высокие процентные ставки вызывают серьезные проблемы с финансированием.
Как сообщала наша газета, государственные деятели все чаще призывают центральный банк инициировать снижение процентных ставок.
Но именно нынешняя среда с высокими процентными ставками, в том числе 18-процентная процентная ставка из-за учреждения депозитов овернайт, способна в некоторой степени удерживать обменный курс форинта под контролем, но если они не в состоянии поддерживать его из-за истощение источников финансирования и полное высыхание кредитного рынка, то денежно-кредитная политика будет вынуждена смягчиться, что, очевидно, может привести к ослаблению форинта. Девальвация влечет за собой рост импортных цен, а поскольку наша страна нуждается в импорте многих товаров, это явно ведет к росту потребительских цен, тем самым увеличивая поступления от НДС, заключил Багди.
В этой области сталкиваются различные интересы и контринтересы, и легко пожертвовать усилиями по борьбе с инфляцией и ценовой
стабильностью, чтобы управлять реальной экономикой.
Налоговый эксперт сказал, что увеличение фонда защиты накладных расходов с запланированных 700 миллиардов форинтов в июне до 2610 миллиардов форинтов также прогнозирует огромный инфляционный профицит, тем самым увеличивая доходы от налога на потребление. Умножение цен на газ и электроэнергию может проявляться почти в каждом промышленном процессе и в ценах на многие продукты. Однако десятилетняя рекордная инфляция 2022 года также имеет значительный базовый эффект, который может быть усилен тем фактом, что мировые цены на сырье, урожай и энергию значительно упали .в последние месяцы, поэтому новых внешних ценовых шоков ожидать не приходится. Иными словами, само по себе это не объясняет, почему в 2023 году следует ожидать около 8 миллиардов НДС. По его словам, правительство не изменит 27-процентную ставку НДС, которая уже является европейским рекордом, но в лучшем случае может открыть возможность повышения уровня налогообложения некоторых товаров, подпадающих под действие пониженного НДС.
Дополнительные налоги компаний также приводят только к повышению цен.
Даниэль Х. Надь , партнер Mazars и глава налогового департамента, также не считает повышение НДС реалистичным сценарием . По его словам, более высокая, чем ожидалось, инфляция значительно превысила ожидания консалтинговой компании по доходам от НДС. Он отметил, что, исходя из нынешних планов, почти 8 миллиардов можно собрать без особых усилий, хотя в бюджете не указано, что кабинет пытается сломить инфляцию.
Государственное казначейство собрало около 800 млрд форинтов от налога на сверхприбыль в 2022 году, а в июне представило план поступлений в размере 1000 млрд форинтов на 2023 год. Однако в бюджете декрета эти ассигнования также были увеличены примерно до 1400 миллиардов форинтов, в рамках которых только налоговые поступления, взимаемые с розничного сектора, были увеличены со 173 миллиардов форинтов до 205 миллиардов форинтов.
Было бы иллюзией думать, что компании не компенсируют этот вычет по налогу на сверхприбыль повышением потребительских цен, это, очевидно, отразится на полках магазинов и в тарифах на услуги. Он указал, что ретроактивное введение этого вида налога уже оказало существенное влияние на инфляцию с середины 2022 года, а в этом году может еще больше ее раскрутить. Во всей области НДС существует огромная неопределенность.
Курс форинта, данные о потреблении, динамика цен на энергию, и получение средств ЕС превращают планы в уравнение с множеством неизвестных, и все это увенчано тем, что прозрачности нет и в помине, из постановления о бюджете непонятно, как получаются эти цифры. В таком уравнении мы можем только догадываться. Распределение НДС сопряжено с определенным риском, но в принципе не является невыполнимым, считает он.
Еще больший риск и, возможно, самый большой вопрос бюджета, заключается в том, где кабинет надеется получить на 213 миллиардов больше, чем цель прошлого лета, а точнее на 1005 миллиардов, в случае корпоративного налога. Этот вид налога взимается с прибыли компаний. Но где вы видите экономический потенциал, который заставит норму прибыли расти, когда большинству экономических операторов приходится бороться с повышением заработной платы в условиях инфляции в дополнение к огромному давлению на рынок труда? Надь задал поэтический вопрос. Не говоря уже о том, что резкий рост цен на энергоносители в этом году ляжет еще большим бременем на
бизнес. Достаточно посмотреть только на сферу услуг, например рост аренды офисов, накладных расходов, общехозяйственных расходов и других статей. Многие компании будут бороться за выживание или, по крайней мере, за сохранение своей прибыльности. Таким образом, значительное запланированное увеличение можно было бы объяснить только одним способом, если быта система поддержки спорта была бы свёрнута правительством — это реально дало бы эффект порядка 100 миллиардов. Однако это маловероятно.
Если, с другой стороны, планы доходов по корпоративному налогу не будут выполнены, наиболее вероятно, что эту дыру в 200 миллиардов долларов можно компенсировать за счет налогообложения обычных крупных игроков, таких как банки, поставщики энергии и розничные банки. Излишне говорить, что это снова будет иметь инфляционный эффект.
источник публикации:24
дата публикации 21.01.2023