Дипломатический историк Ласло Борхи пишет об этом: точно так же, как Киссинджер рассматривал мировую политику как игру в шахматы, с таким же подходом он подошел и к Восточной Европе, советской сфере влияния. То же самое относится и к Венгрии, хотя наша страна не была в центре внешней политики Белого дома в 1970-е годы. В любом случае Киссинджер настаивал на том, чтобы Вашингтон отдавал предпочтение Румынии, а не Венгрии, но «пока Венгрия не проявляет особой неприязни к Соединенным Штатам и не нападает на одного из своих соседей, есть способ улучшить отношения». Интересно, что во время своего путешествия по Восточной Европе в 1975 году Киссинджер пропустил Будапешт, куда отправил только своего заместителя Роберта Ингерсолла. Здесь также можно увидеть реальную политику Киссинджера.
Вполне могло быть, что возобладала политическая линия, принятая Государственным департаментом (т.е. Государственным департаментом США), согласно которой они не хотели явно поддерживать венгерские реформы, чтобы не обидеть Советы.
Нам кажется вечность, но в карьере такого долгожителя не то чтобы Киссинджер не был во власти почти пятьдесят лет. Позже за ним последовали советники по национальной безопасности, такие как Брент Скоукрофт, Збигнев Бжезинский и Колин Пауэлл. (Все они были моложе его, но их уже нет в живых.) Во всяком случае, его мнения и сегодня спрашивают, и каждое его слово заслуживает освещения в печати. В последние несколько дней, например, он говорил о том, что у мира есть от пяти до десяти лет, чтобы избежать третьей мировой войны. Вопреки идеалистическому подходу Вашингтона и европейской внешней политики старейшина дипломатии также призывает к примирению с русскими и даже считает вероятными переговоры в этом году.в связи с войной на Украине, которая идет уже шестнадцатый месяц. Не вина Киссинджера в том, что пока развитой мир не желает идти дальше определенных, возможно, никогда не достижимых идеалов ради мира, для этой цели и согласно тому, что было сказано на саммите G7 в минувшие выходные, он побуждая Украину продолжать борьбу с Москвой. Однако, как он сам сказал, страна, стремящаяся к нравственному совершенству в своей внешней политике, не получит ни совершенства, ни безопасности. Это согласуется с тем, что если бы Киссинджер мог сам выбрать американского президента, то, как он сказал ранее, премьер-министр Сингапура Ли Куанг-джао был бы тем настоящим политиком, который превратил свою страну из отсталой британской колонии в развитую страну. В свете того, что произошло до сих пор, неудивительно, что с тех пор Ли больше нет среди живых. Во всяком случае, из ныне живущих реальных политиков самый влиятельный в мире дипломат-мыслитель теперь может начать свой второй век, даже с пошатнувшимся здоровьем, с регулярной работы. И если его старое остроумие еще держится, то на следующей неделе очередной кризис не может разразиться, потому что календарь уже заполнен…
Изображение на обложке: встреча президента США Ричарда Никсона (в центре) с Генри Киссинджером (слева) и генерал-майором Александром Хейгом в резиденции президентов в Кэмп-Дэвиде в 1972 году (Фото: архив Europress/AFP)
источник публикации:Magyar Nemzet