король иштван Венгрия; yandex.ru
- Новости Венгрии

Король Иштван и венгерский патриотизм

Иштвану, королю, 40 лет, что дает повод всем  возможность проявить патриотизм.

– вспоминал композитор Левенте Сореньи в томе András Szörényi – Rohan az títő , который был процитирован Regtszerzvalki Archivum 2017 года . В том же материале была опубликована современная критика, датированная осенью 83-го, иллюстрирующая опасения упомянутой самиздатской оппозиции. «Авторам и режиссеру удалось создать образ короля Иштвана, соответствующий условиям передового социализма, и, более того, извлечь из себя «святую» идею кадаризма», которая «будет жертвой нашего искаженного национального сознания, отягощенного расстройствами идентичности», — пишет Золтан Краснаи .журналист, позже политик в самиздатской статье Хирмондо под псевдонимом Эмерикус. Существует более современная публикация в более позднем дополнении в котором он пытается доказать правдивость слов автора, говоря, что о чудо, фильм, сделанный из рок-оперы, затем получил специальную награду КИСЗ на весеннем киносмотре 84 года, а также намекает, что это было только потому, что не было награды МСЗМП.

Наши отношения с патриотизмом в Венгрии сложны, так как в некоторых чтениях он зарезервирован для консервативных (крайне) правых, и у них, несомненно, есть более отработанные инструменты для этого. Но королю Иштвану позволено вызывать у всех чувство патриотизма.

Сорок лет назад, 18 августа 1983 года, в городском парке была представлена ​​рок-опера Левенте Сореньи и Яноша Броди в постановке Габора Колтая.

У людей особое отношение к музыке, которую они начинают слушать еще в утробе матери. Вот почему я питаю вечную привязанность к перегретым песням Пирамиды , и, наверное, отсюда и мои отношения с Иштваном, королем : в 1983 году я даже не был фанатом, но в 1986 году, когда я зачал, а затем дал рождения, моя мать уже была достаточно увлечена рок-оперой, которая на данный момент разошлась тиражом более трехсот тысяч экземпляров. Таким образом, среди моих детских музыкальных переживаний Иштван, последняя песня первой кассеты короля, в которой рефрен «наш день истек» был помещен на ту же полку, отведенную для великих фаворитов , как Пафф, волшебный дракон или Ламбада .. Что я знал тогда об идеологических спорах о рок-опере? Мы не были политически сознательной семьей. Как метко выразился английский язык мемов: «Мне сегодня исполнилось несколько лет», когда я просматривал современную прессу в поисках этой статьи — и ее более поздних размышлений — я не мог не задаться вопросом, что Иштван, король в то время, был истолкован как Своего рода обоюдоострый меч как совершенная парабола его собственных идеологий партийного государства и скрытой оппозиции. Как я уже говорил, мы не были политически сознательной семьей. На случай, если кто-то еще жил в таком же невежестве, как и я, вот некоторые из основных идей обсуждения.

Мы — Коппаны, точнее, поколение, которое жило тогда, — против репрессивных Советов, обрушенных на нас Иштваном: это, не правда ли, одна интерпретация. Коппани — это Имре Надь , а Иштван — не кто иной, как Янош Кадар в 1956 году, — утверждает другая интерпретация. На первой странице Иштван, сам король , был национальной гордостью, особенно из-за редко встречающихся национальных символов. Это подчеркивалось в большинстве хвалебных отзывов того времени, и именно так вспоминает произведение один из авторов.

Это дало нам чувство собственного достоинства и национальную идентичность в эпоху, когда из нас пытаются вывести «социалистический тип людей». . В их интерпретации пьеса смыла Кадара, тайно убившего Имре Надя. (…) От самиздатовской интеллигенции, однако, мы получили горячее и холодное, змей и лягушек по той же причине. Они тоже интерпретировали ее так же, как и товарищи, только ненавидели пьесу именно по этой причине. Они были не правы

Балаш Мохай / MTI Композитор рок-оперы Иштван, a király, Левенте Сореньи, композитор, исполнитель (б) с премиями Ференца Кошута и Ференца Эркеля и автор текстов рок-оперы, Иштван Броди Янош Кошут и Ференц Лист лауреат премии исполнитель, автор текстов , композитор, по случаю 40-летия премьеры короля на премьере симфонической версии рок-оперы в Венгерском государственном оперном театре 22 апреля 2023 года.
По словам Андраша Реньи, в основе противоречивых интерпретаций лежит учебник Яноша Броди , характер Броуди и его предыдущая работа: «Зная Броди, можно было бы жить с подозрением, что все не то, чем кажется. (…) Очевидно, это также было частью настольной игры, в которую интеллектуалы того времени играли с властью того времени», — сказал Реньи в интервью Mozgó Világ в 2013 году в связи с тридцатой годовщиной. Стоит посмотреть еще одно мнение, отличное от предыдущего. Некоронованный король отечественной театральной критики Петер Мольнар ГальВ своей статье 1984 года в журнале «Критика» он с его острыми, остроумными строками отошел от идеологических изложений и рассказал о художественных аспектах — его проблема в том, что пьеса настолько пропитана политикой. Он написал:

Иштван, король — это рекламный плакат. Он откровенно говорит о сегодняшнем дне и о сегодняшнем дне. При приближении уместно сбросить домашнюю одежду Арпада. Скажем по-венгерски, о чем этот патриотический рок-мюзикл! В нем недовольная толпа противостоит представителям власти. Причина их недовольства в том, что они были вынуждены отказаться от осуществления власти. Также, что они обиделись из-за опеки чужой державы. Основная идея успеха István, the King — мягкое изобретение. С одной стороны, популярные звезды эстрады выкрикивают на ветер накопившуюся у зрителей горечь. (Например: «Нет нужды в боге, не знающем венгерского языка / Не нужно, не нужно, не нужно, не нужно, / Не нужно, не нужно, не нужно, не нужно». Или: «Я не Я не спрашиваю, долго ли они еще ходят среди нас / Лжесвященники закатывающие глаза! Я спрашиваю только об этом, ожидая ответа / Будем ли мы пленниками или свободны?» Также: «Смерть, а не рабство!») (…) Его драматургическая выдумка уникальна в мировой драматической литературе, так как независимо от того, ставит ли зритель себя в главного героя или в антагониста, его собственные желания одинаково исполняются. В мировой литературе нет другой драмы, в которой не имело бы значения, принимает зритель тезис или антитезис, где утверждение и его отрицание доставляют равное удовлетворение. Изобретение авторов поистине уникально! где утверждение и его отрицание принесли бы равное удовлетворение. Изобретение авторов поистине уникально! где утверждение и его отрицание принесли бы равное удовлетворение. Изобретение авторов поистине уникально!

Тем временем, по словам композитора, произошла неверная интерпретация перекрестных помех — с обеих сторон — потому что они не знали об истории происхождения «Эзредфордуло » Миклоша Болдишара , драмы, на которой основана рок-опера . «А Мики — Тысячелетиеhoz вообще не брал пробы у Кадара или Имре Надя. Его интересовал собственный отец, который был высокопоставленным членом коммунистов и в 1956 году выступал посредником между литераторами и властями. Он заставил их отказаться от революции, но и сам пытался помочь — его сын хотел разобраться в этой психологической ситуации. (…) Затем: В пьесе Иштван ведет себя совсем не так, как Кадар вел себя в реальности. Сын Гезы даже отказался бы от власти, если бы Коппани был готов управлять страной вместе с Римом. Иштваном также не движет стремление к власти. Он не предает Коппани — по крайней мере, в пьесе. А Кадар предал Имре Надя в 1956 году», — утверждает Сореньи в уже цитируемом томе, имея в виду Ивана Болдишара , известного журналиста той эпохи.

А на самом деле: если отойти от потребности в идеологической справедливости, то что же заставило Иштвана Короля так хорошо работать и почему это все еще работает сорок лет спустя?? С одной стороны, из того, о чем шла дискуссия, изложенная выше: что как бы мы ни интерпретировали перекрестные помехи, они, несомненно, были. Согласно уже цитированному Андрашу Реньи, Броуди, которые десятилетие разыгрывали прозрачный язык политических жестов, скрытый в текстах песен, «потом они осознали, насколько глубокое и серьезное влияние они оказывают на аудиторию, что аудитория любопытно, что они им говорят. Они поняли, что если они будут говорить о том, что беспокоит людей в любом случае под травой, то это может значить очень много». По словам Реньи, власти также осознавали ее силу, и он также указывает, что именно поэтому они могли поддерживать работу такого рода, способную излить народное недовольство в сейф — и, согласно некоторым толкованиям, идеологически спасительный – форма.

Это, кстати, еще одна популярная интерпретация рок-оперы: Иштван, киралы — это просто вентиль, причем достаточно масштабный вентиль с набором редко встречающихся размахов, армией танцоров и особым освещением. технологии. Что-то вроде работы Гезы Хофи , колючий, но безобидный для партии, сброс напряжения в массы — только с размахом. (Позвольте злобное замечание, что если бы это было так, то это не работало достаточно хорошо, это не направляло разочарование масс так, чтобы через несколько лет не произошла смена режима.)

Музыкальность произведения согласуется с этим аргументом: что может быть лучше для снятия стресса, чем заводная легкая музыка? Особенно, если он основан на творчестве поколения венгерских битников, тяжелая рок-музыка, пришедшая после них, дополнена влияниями фолк-музыки, которые были особенно популярны после процветающего в то время дэнс-холла. Кроме того, создатели придумали произведение в идеальный исторический момент, когда дух рок-оперы был на пике своего развития — мы всего через несколько лет после Иисуса Христа — суперзвезды .

Еще одна эффективная черта также связана с музыкой: включение в пьесу трех ключевых актеров «Паршивой овцы» , то есть Дьюлы Билла Деака , Феро Надь и Дьюлы Викидал , а вместе с этим в некоторой степени категории терпимо-поддерживаемого, если также в несколько скомпрометированно-перекрёстной форме, поскольку все трое принадлежали к «проигравшей» стороне в пьесе. В то же время, они являются сердцем и душой спектакля в музыкальном плане, и все трое очень хороши в своих ролях — в свою очередь, акт лишения голоса двух ключевых персонажей спектакля, Миклоша Варги и Марты Себастьен. , быть на сцене навсегда непростительно, вместо этого Ласло Пелшоци в роли Иштвана , Оттилия Ковач в роли Рекис воспроизведением. И если Иштван и страницы: Иштван, король также играет важную роль в эффективности того, что MGP блестяще заточено, — что основной конфликт истории неразрешим. Потому что есть две действительные, неисключительные истины, противостоящие друг другу, так что вы можете настаивать на любой стороне — тем более, что, несмотря на победу, мы на самом деле не чувствуем, что кто-то в конце концов победил.

Ну, может быть, публика знает.

Когда я писал о спектакле на Кингс-Хилл, я сравнивал это событие с «чудом», но прошедшее с тех пор время убедило меня, что это нечто большее. Скромнее и правильнее сравнить презентацию короля Иштвана с посадкой дерева, ценности которого постоянно обогащают как современников, так и будущее.

— говорит Иштван Немет Янош в Фигьело в 1984 году, и, оглядываясь назад из настоящего, мы можем только кивать, полагая, что достоверность Иштвана, Короля, осталась, и не только из-за все новых и новых сценических версий. Судя по всему, в этом году будет еще один, с двумя представлениями, 19 августа в Papp László Budapest Sportarena под руководством Петера Новака , который знает пьесу вдоль и поперек, дважды играл роль Торды и однажды поставил ее. раньше — мое сердце обливается кровью, что я не могу быть там из-за других моих обязательств. Но важнее нового и нового продвижения то, что, хотя некоторые актеры и создатели тем временем, так сказать, политически скомпрометировали себя, рок-опера этого не сделала.

Тамаш Урбан / Фортепан Киралидомб. Левенте Сореньи — Янош Броди: Презентация и съемки рок-оперы István, a király 18 августа 1983 года, режиссер Габор Колтай.
Оно настолько гордо венгерское и патриотичное, что не имело неприятного ирредентистско-националистического привкуса, поэтому, как уже говорилось в начале статьи, это одно из очень немногих произведений искусства, говорящих о чистом венгерском опыте.

А действительно, какие еще есть работы? Нет, Нелкюлед мне не подходит. Может быть, тогда с песней Napséta Amorf Lovagok , игривым гимном венгерскому пейзажу. Какие еще есть произведения искусства, через которые даже те, кто обычно исключен из него, потому что, скажем, повседневная политика вызывает в них скорее чувство стыда, могут отдаться национальному чувству? Так или иначе, Иштван остался королем для всех. И хороших достаточно, что, собственно, если ничего другого не достать, можно обойтись и этим.

источник публикации:24

дата публикации 19.08.2023

Добавить комментарий