роман Ласло Краснахоркая Меланхолия сопротивления; yandex.ru
- Новости Венгрии

История Яноша Валуски оживает как современная опера

По роману Ласло Краснахоркая «Меланхолия сопротивления», опубликованному в 1989 году, в 2000 году был экранизирован фильм под названием Werckmeister Harmonies режиссера Белы Тарра. Теперь она возрождена как современная опера. Современная интерпретация музыки и литературы, колеблющаяся на грани юмора и трагедии.  Слушая произведение Петера Этвоса, современного композитора и дирижера, работающего по всему миру, воплощенное в жизнь по видениям режиссера Бенце Варги, у меня иногда возникало ощущение, будто я смотрю фильм с мистической и гротескной атмосферой, визуальная составляющая которого Создан художником-постановщиком, художником по костюмам Като Хусаром и художником по свету Шандором Баумгартнером.

Либретто, которое Петер Этвос написал вместе со своей женой и постоянным творческим партнером Мари
Мезей и драматургом Кингой Кестхей, до сих пор несет в себе очень актуальную идею: в мире, где
доминируют власть и деньги, персонажи-манипуляторы подавляют всякую чистоту и невинность.

История переносит нас в странный маленький городок, куда по приглашению мэра Тюнде, желающего
укрепить свою власть, приезжает бродячий цирк, самой большой сенсацией которого является чучело кита.
Труппа состоит всего из двух заметных участников — режиссера и генерала. Они прячут в
светоизлучающей карете уродливого ребенка по имени Герцег, у которого, по слухам, три глаза, который
расстраивает город своими манипулятивными способностями. Это превращает живущих там людей в
деструктивную толпу, которая начинает грабить, разрушать и убивать.

Музыка, написанная Петером Этвосом, прекрасно дополняет этот хаотичный, перевернутый, гротескный
мир. В отличие от фильма, опасность толпы передается не тишиной, а звуковыми образами. Шумы, шумы и
ритм играют очень важную роль в этом гротескном музыкальном мире, передающем также настроение
нашего времени, в котором особую роль играет кларнет, связанный с Яношем Валуской.

Благодаря возможностям Эйфелевой мастерской также отчетливо видна особая аранжировка оркестра под
управлением Кальмана Сеннаи. Мягко звучащие струны расположены посередине, а духовые музыканты
занимают симметричное расположение с двух сторон, при этом как с правой, так и с левой стороны доминирует мощный звук тубы.

Главный герой повести Янош Валушка, несколько целеустремленный, но очень добросердечный, добрый и наивный, мечтательный почтальон и разносчик газет, живущий со своей матерью Пфлаум Пироской.

Женщина, видимо, стыдится мальчика-инвалида, которого поначалу предпочла бы забыть. Однако позже
она поет о своем ребенке с боязливой, обеспокоенной материнской любовью. У Яноша бесчисленное
множество собутыльников, но его единственный настоящий друг — г-н Танар, который переехал отдельно
от своей властолюбивой жены, мэра. Двое из них — Янош и Учитель — способны долгое время держаться в
стороне от разрушительного влияния Принца, но в конце концов толпа забирает Валушку с собой. Его мать
убита, а сам он заперт мэрией в психиатрической больнице. На этом сюжет заканчивается печальным
финалом, урок которого заключается в том, что в мире, потерявшем свои ценности, ценности — среди них
альтруизм и любовь, — которые представляет Янош, не имеют будущего.

Не только своим голосом, но и своей игрой Жолт Хаджа блестяще воплощает в жизнь совершенно
особенного главного героя, чей характер отличается от героев опер, чья человеческая ошибочность и сила,
проистекающая из красоты его души, предстают на сцене в в то же время.

И Тюнде Сабоки, сыгравшая манипулятивную и властолюбивую мэршу, и Адриенн Микш, оживившая
госпожу Пфлаумне, которая стыдилась своего ребенка, но проявила эмоции незадолго до ее смерти, дали
незабываемые выступления на главной репетиции в декабре.

1. Среди небольших ролей мне выделялись Мария Фаркасрети, сыгравшая типичную крестьянку, Кристиан
Цсер, представший мужчиной в гербе, а затем солдатом, и Аттила Эрдеш , ожививший военного офицера.
Рассказчик Тюнде Салонтай, присутствующий в пьесе как прозаический персонаж, обладает прекрасным
чувством ритма, виртуозно пользуется средствами языка и передает доверенные ему мысли, иногда с философской глубиной, в стиле, который прекрасно соответствует миру музыки. Музыка и литература встречаются в новом, современном ключе в этом гротескном спектакле, сочетающем в себе юмор и драму.

источник публикации:Magyar Nemzet

дата публикации 2.12.2023

Добавить комментарий