Поэту, скончавшемуся в ноябре 2020 года, в прошлом году исполнилось бы 70 лет.
Сборник стихов Гезы Соча представляет собой настоящий сдвиг парадигмы. Его начало и первые тома представляли собой настоящий сдвиг парадигмы. Его влияние распространилось далеко за пределы поэтических школ, мастерских и национальных границ. Его поэзия ведет бесконечный, «чертовски серьезный» диалог с многониточной традицией так, что он никогда не позволяет нам забыть запутанный, (языковой) игровой характер лирики, допускающий случайности и неожиданные сочетания.
— пишет Тамаш Корпа в тексте сборника стихов Гезы Соча.
Йожеф Имре Балаж, редактор этого тома, заявил на презентации в четверг, что в творчестве Гезы Соча можно увидеть, что он искал то, чего не хватало венгерской поэзии ранних лет. Так он обрел свой характерный голос в семидесятые годы. В поэзии Шандора Вёреша он нашел миф, и он оказал на него наибольшее влияние.
Здесь началась его поэзия: от Шандора Веореса, Нандора Варкони, Белы Хамваса. В его творчестве неоавангардная визуальная поэзия не противоречит магическому поэтическому языку.
В это время он привел политически маргинальных Шандора Веореша и Миклоша Сенткути в журнал Korunk в Клуже, что также стало скандалом в Будапеште. Как уже упоминалось, место Гезы Соча в истории литературы следует искать среди тех, кто начинал карьеру в 1970-е годы. — Современные критики сравнивали его с такими венгерскими поэтами, как Дежо Тандори, Имре Оравец, Анна Кисс или Петер Добай, — сказал редактор.
На вопрос, какие языковые знаки есть в мифе, редактор ответил, что конкретная легенда может иметь знакомый язык. – В своих стихах Геза Сёч творчески подходит к этим мифам. По его словам, способность к сюрреализму также присутствует в его текстах, поскольку он изобретает новые мифы. В издании есть стихи, которые появлялись в последующих томах Гезы Соча после первого тома, но их типография была другой. В оформлении тома также важно было вернуть типичные типографские игры: ноты, рваную бумагу и множество формальных черт, характерных для художника. Как и его современники, Геза Сёч также использует чрезвычайно сложную систему направления.
Он поместил себя и свои тексты в сеть знаков мировой культуры, далеких друг от друга в пространстве и времени.
Об этом сообщает в издании Йожеф Имре Балаж.
Одной из особенностей книги является то, что в ней также присутствуют тексты, не публиковавшиеся в отдельном томе, в основном периода 1985 и 2010 годов.
Среди прочего, на презентации книги также обсуждались поэтические дилеммы, возникающие в его более поздних произведениях.
Йожеф Балаж Имре напомнил, что в 1992 году он опубликовал том, на обложке которого написал, что это последний сборник стихов Ш. Г.
Этому были разные объяснения. – Моя интерпретация такова, что он тогда отказался от книги стихов. С тех пор он работал над многими проектами: написал оперу, либретто, редактировал газету, но сборник стихов не написал. По его словам, он всегда думал циклично, писал циклами, и это можно увидеть и в его более поздних стихах.
Как он пишет в книге, тома Гезы Соча можно представить как аналогии многочастным музыкальным произведениям. То, что можно представить в сборнике стихов из его творчества, — это лишь часть его творчества.
Геза Соч Кошут и лауреат премии Йожеф Аттила, трансильванский венгерский поэт и политик. С 2010 по 2012 год он был государственным секретарем, ответственным за культуру в Министерстве национальных ресурсов второго правительства Орбана. С 2011 года является президентом Венгерского ПЕН-клуба. С 2012 года он является главным советником премьер-министра по культуре. В феврале 2013 года премьер-министр назначил его правительственным комиссаром, ответственным за подготовку участия Венгрии во Всемирной выставке 2015 года в Милане.
источник публикации:Magyar Nemzet