В комнате гаснет свет. Проектор тихонько гудит, изображения сменяют друг друга с лёгким щелчком, а мама, папа, старший брат или бабушка с дедушкой начинают рассказывать историю. А дети заворожённо смотрят на волшебный мир, проецируемый на лист. Ведь диафильм — это не только сказка, но и частичка волшебства. Несмотря на нашу привязанность к телефонам, телевизорам и ноутбукам, он работает и сегодня.
Кадр из великого классического фильма «Старушка-лань»
Ничто не доказывает это лучше, чем тот факт, что даже новейшие сказки публикуются в формате диафильмов. В то же время старые диафильмы и проекторы переходят из рук в руки на онлайн-площадках обмена или передаются по наследству в семьях. Более того, даже производятся новые проекторы.
Кроме того, всё больше библиотек, общественных пространств и отелей, ориентированных на детей, проводят публичные показы. Так что диафильмы не только не исчезли, но и возвращаются. История слайд-пленки или немного о том как началось волшебство. Давным-давно, когда ещё не было кино, на ярмарках ходили шоумены. Они показывали, рассказывали, объясняли, они были словно странствующие сказочники. Затем появилась laterna magica, волшебный фонарь, проецировавший расписные стеклянные панели на стену. А оттуда уже рукой подать до диапозитивной плёнки: в начале XX века появился мир изображений, отпечатанных на 35-миллиметровой плёнке.
Изначально они предназначались не для детских комнат, а для классных комнат, чтобы сделать уроки красочнее. Например, в 1902 году некий учитель Дьюла Шамбах построил собственный проектор, способный проецировать изображения длиной до двух метров. Секешфехервароская педагогическая кинофабрика производила диафильмы уже с 1913 года в качестве учебных пособий. Несколько лет спустя возникло движение «Деревенская Урания», которое переносило изображения венгерских сказок, шедевров венгерской литературы и даже сельскохозяйственных культур из деревни в деревню. Одной из самых известных пьес той эпохи была «Венгерская Голгофа», повествующая о трагедии Трианона. После Второй мировой войны и в этой области началась новая эра. На полотне были воплощены коммунистическая идеология и восхваление производственных кооперативов. Помимо сказок, они также показывали, как следует мыслить о мире. Коммунистическая пропаганда считала этот инструмент настолько важным, что запустила серию под названием «Диахирадо»: короткие иллюстрированные новости и спортивные события записывались на диапозитивную плёнку, разумеется, через соответствующий фильтр. Кроме того, за первые десятилетия существования Венгерской компании по производству диапозитивных фильмов было снято более 4000 образовательных диапозитивов. Практически каждая тема была ими охвачена: от правильного одеванья детей в детском саду до литературных воспоминаний о Будапеште и эксплуатации космических ракет.
источник публикации:Magyar Nemzet






